Что делать, если привычные стратегии отказываются работать?
Тяжелая рука кризиса беспощадна. Бьёт по всем. Каждый день — как страшный сон, сильнейший стресс, лишающий сил и заставляющий сталкиваться с враждебной неизвестностью.
Что крутится в голове?
Куда скакнёт курс доллара? Что будет с компанией? Чем платить зарплаты? А ведь нужно ещё удержать старых клиентов, которым тоже несладко. И умудриться привлечь новых!

Как ни странно, кризис всегда делает нам услугу:
— испытывает на прочность,
— находит слабые места в компании,
— устраивает экзамен на профессиональную состоятельность и психологическую устойчивость руководства и коллег.
Кризис — всегда поиск, выбор дальнейшего пути. Само слово происходит от греческого «κρίσις», что означает «определять, выбирать».
В сложные времена есть несколько путей. Какой выбираете вы?

Первый путь — отчаянный
Компания плывёт по течению обстоятельств и не предпринимает никаких стратегических решений
— Руководители почти до нуля урезают бюджеты почти на всё, включая маркетинг.
— На редких корпоративных встречах, выставках, отчаянная попытка повысить лояльность клиентов очень дешёвыми, никому не нужными подарками: календарями, флаерами, дешёвыми авторучками, магнитиками…
Но такие презенты уже вызывают гнев, досаду и неприятие — клиент ощущает, что он не ценен. Да и уносить с мероприятия гору ненужного хлама давно никто не будет! Но ведь кризис…

Второй путь — рациональный
— Понимание, что кризис — штука цикличная: рано или поздно закончится.
— Несмотря на сложности, поиск решений — к примеру, коллаборации с другими компаниями, иногда даже заядлыми конкурентами.
— Сокращений дистанции с коллегами: поощрение, прозрачные объяснения ситуации. Это усилит авторитет руководителя и повысит отдачу коллег.
— Выбор вкладываться в продвижение в разных, порой даже новых, сегментах.
— Особое внимание уделяется подбору бизнес-сувениров!

На какие сувениры делать ставку в кризис?
— Самое главное: в непростые времена сувенир должен решать проблемы клиентов, у которых тоже сейчас трудности!
— Лучший промо-сувенир —желанный помощник в делах, для снятия стресса, для обеспечения максимального комфорта, а не бессмысленная безделушка.
Испробовав такой презент в деле, клиент будет долго вас помнить: «Вот это подарок! Что б я без него делал…»
— Сувенир должен быть простым в частом использовании в офисе, в дороге, дома, на встрече.
— Качество и презентабельность: внешний вид и надёжность подарка должны быть на высоте долгие годы!
Именно такие сувениры постоянно в руках, на виду. Они делают свою работу круглосуточно, постоянно работая на имидж компании.
В итоге к Вам приходят новые клиенты — и продажи Ваших товаров или услуг начинают расти. Хотя кризис на дворе!

Разбор реальных кейсов
Пример 1.
Одна из строительных компаний в Ярославской области регулярно принимает участие в общероссийской выставке-ярмарке.
Из года в год компания предлагала в качестве промо-презентов бумажные флаеры, каталоги, сертификаты с микро-скидками. Всё это оказывалось в ближайшей урне у выхода из выставочного павильона.
Но в кризисный год строительная фирма поступила нестандартно: сделала промо-сувениром функциональные OTG-флешки, которые мгновенно подключаются к смартфону.
На корпусе — красивое лого. А внутри флешки — видео-обращение руководителя, каталоги, презентации, отзывы.
Гости оценивали работу подарка прямо у стенда, знакомясь с компанией на смартфоне! После выставки сувениром постоянно пользуются — есть фиксация звонков с благодарностями.
Итог:
— в предыдущие годы с выставки приходило 7-10 новых клиентов;
— с промо-девайсом в виде OTG-флешки пришло 36 новых клиентов. Конверсия выросла более чем в три раза: отличный результат!
Работа промо-сувенира продолжается — OTG-флешка служит десятилетиями, невзирая на кризисы.

Пример 2.
Известная стоматологическая клиника нашла в кризис интересное решение.
В подарок обычным клиентам — флешка в форме зуба! Материал — PVC, ёмкость 32 Гб.
Сувенир преподносился после приёма (от суммы 3000 рублей). Приятно!
Не обошли вниманием и VIP-клиентов: их одаривали смарт-ежедневниками с логотипом стоматологии. Солидный, статусный, со встроенной флешкой и повербанком, он вызвал шквал эмоций. Подарок сразу использовался и приносил пользу и удовольствие, повышая эффективность и статус VIP-гостей.
Спустя 4 месяца провели исследование:
— средний чек среди простых клиентов увеличился на 34%.
— средний чек среди VIP-гостей увеличился на 19%.

Что произошло в этих двух примерах?
— Благодаря необычному сувениру укрепились эмоциональные связи между компанией и клиентами.
— Сувенир быстро стал заботливым помощником в делах, а не превратился в хвастливое напоминанием о компании-дарителе.
— Компании, выбравшие второй путь, делом показали коллегам, партнёрам, клиентам и конкурентам, что кризис — поле, дающее большие плоды!
Популярность этих компаний продолжает расти: в кризис новости распространяются быстро.

Какой вывод?
Властная и тяжелая рука кризиса неласкова. Но именно она может подарить вам самое честное, крепкое и надёжное рукопожатие!
Сложные времена – лучшая возможность, чтобы грамотно отстраниться от конкурентов благодаря грамотным вложениям в продвижение. В том числе и сувенирную продукцию, если она ювелирно «заточена» под сегодняшние нужды клиента.
Зерно, заложенное сегодня, завтра даст плоды.
Пусть кризис всегда будет для вас подарком — и откроет дверь в новые возможности!